+7 498 601-44-41    г. Королёв, мкр. Юбилейный, ул. Пионерская, д. 1/4
Главная / Особенности управленческого учета при работе на маркетплейсах

Особенности управленческого учета при работе на маркетплейсах

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс — это тип платформы для цифровых продаж (электронной коммерции), где продукты и/или услуги продаются любым количеством третьих лиц.

Продажи могут осуществляться через веб-сайт или через мобильное приложение, и теоретически это делает процесс продажи и покупки безопасным, оптимизированным и простым.

В России основные маркетплейсы – Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет,  СберМегаМаркет,  Lamoda и др.

Чем маркетплейсы отличаются от стандартных сайтов электронной коммерции?

Хотя у многих компаний есть собственный веб-сайт в качестве платформы для электронной коммерции, маркетплейсы немного отличаются.

Они обычно имеют более высокие объемы посетителей, также больше людей продают и, следовательно, больше конкуренции.

Обычно быстрее начать продавать через маркетплейс, чем создавать собственный веб-сайт. Это также означает, что не нужно тратить время и деньги на создание собственного сайта и оплату хостинга.

Однако продажа через маркетплейс не бесплатна. Обычно это комиссия с продаж, а также могут быть сборы, даже если в конечном итоге вы не совершите никаких продаж.

На что нужно обратить внимание при управленческом учете предприятиям, реализующим товары на маркетплейсах? Рассмотрим только некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание.

1. Потоки платежей

‍Сбор платежей в традиционных магазинах осуществляется напрямую. Продавец или кассир собирает платежи за покупки от клиентов напрямую наличными или цифровыми платежами.

Важно понимать, что, когда предприятия электронной коммерции продают в своем интернет-магазине, оплата за проданные товары поступает на счет продавца.

Маркетплейсы имеют свой собственный поток платежей. Сбор платежей от клиентов за их покупки осуществляется через онлайн-платежи или наложенным платежом. Затем, только через какое-то время маркетплейс отправляет деньги продавцу.

Многие торговые площадки переводят платежи после доставки заказа. Заказы принимаются в хронологическом порядке, но доставка может осуществляться не в том же порядке. Таким образом, платежи не обязательно следуют хронологии заказов, т. е. вы можете получить платеж за заказ № 2 раньше заказа № 1.

‍Так, спустя некоторое время маркетплейс удерживает в свою пользу комиссионное вознаграждение из перечисленной покупателем на его счет суммы. Оставшуюся сумму за вычетом комиссии маркетплейс переводит на счет продавцу.

Важно, что выплаты на счет продавца приходят не ежедневно. Маркетплейс формирует их по итогам отчетного периода. Например, для Ozon такой период равен 14 дням.

Поэтому дата отгрузки товара не соответствует дате получения платежа по нему.

Также по завершению отчетного периода посредник должен передать продавцу отчет о реализованных товарах, доходов от продажи и размере комиссии. На основании этих отчетов и ведётся учёт.

Соответственно, время поступления платежей должно учитываться при подсчете доходов предприятия, работающего в маркетплейсами. Чтобы была полная ясность необходима детальная аналитика продаж – количество реализаций, цены, остатки и пр., нужно рассчитывать комиссии, потенциальный доход, наценку по каждому товару, отказы, проценты выкупов.

2. Отслеживание запасов

‍При электронной торговле отслеживание и проверка запасов отличается офлайн торговли, поскольку товары продаются одновременно по нескольким каналам.

Здесь вы должны отслеживать запасы на разных этапах — например на складе или в пути. Более того, когда вы расширяете ассортимент своей продукции и исследуете больше каналов продаж, становится еще сложнее точно отслеживать свои запасы.

‍Так, для успешной работы необходимо:

  • отслеживание товарных остатков;
  • планирование закупок и поставок товара;
  • анализ географии продаж для поддержания оптимальных остатков на складах в регионах;
  • контроль объема поступивших заказов и расчет оборачиваемости.

‍3. Различные операционные модели

‍Помимо различных структур комиссий, торговые площадки электронной коммерции работают по разным операционным моделям — B2B (бизнес для бизнеса), B2C (бизнес для клиента) и B2B2C (бизнес для бизнеса для клиента).

‍Как работает модель B2B?

  1. Торговая площадка собирает заказы от своих клиентов.
  2. Затем торговая площадка формирует заказ на покупку для продавца электронной коммерции против этих заказов.
  3. Продавец электронной коммерции выполняет заказ на покупку и выставляет счет на торговую площадку.
  4. Торговая площадка осуществляет платежи продавцу электронной коммерции по счету.

‍Как работает модель B2C?

  • Торговая площадка собирает заказы от клиентов и предоставляет информацию о заказе продавцу электронной коммерции.
  • Продавец электронной коммерции выполняет заказ и выставляет счета клиенту.
  • Торговая площадка производит платеж продавцу электронной коммерции после вычета его комиссий.

Как работает модель B2B2C?

  • Модель B2B2C аналогична модели B2B, за исключением того, что продавец электронной коммерции выставляет счет покупателю от имени торговой площадки.
  • Торговая площадка собирает заказы от своих клиентов.
  • Торговая площадка отправляет заказ на покупку продавцу электронной коммерции.
  • Продавец электронной коммерции выставляет счет на торговую площадку по заказу на покупку.
  • Торговая площадка осуществляет платежи продавцу электронной коммерции по счету.
  • Продавец электронной коммерции выставляет клиентам счет от имени торговой площадки и выполняет заказ на покупку.

Учет

‍Уникальные основы электронной коммерции делают учет электронной коммерции крайне сложным. Понимание всех нюансов важно для планирования процесса управленческого учета электронной торговли. Правильный учет гарантирует, что вы получите хороший анализ финансовых показателей, которые помогут принять обоснованное решение и улучшить финансовые результаты компании. Плохой учет или его отсутствие приведет к снижению эффективности бизнеса или даже к неудаче, поскольку управленческий позволяет учет раскрывает секреты прибыльности и движения денежных средств.

Если вы сомневаетесь или считаете, что весь процесс управленческого учета для вашего бизнеса сложен, возможно, стоит нанять специалиста по управленческому учету. 

Крупные компании могут позволить себе создать внутри компании отдел управленческого учета, однако для остальных предприятий, особенно сейчас, в период пандемии, когда все сокращают расходы, иногда бывает сложно содержать даже одного финансового директора в компании. В этом случае на помощь может прийти ООО «ЦЭПЭС» и выполнить следующие работы:

  • построение системы управленческого учета и планирования;
  • разработка политики управления запасами;
  • формирование ассортиментных матриц, анализ рентабельности товаров ассортимента, решение задач максимизации прибыли при наличии ограничивающих условий;
  • ABC-XYZ анализ;
  • CVP-анализ (анализ безубыточности);
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • анализ и оценку основных активов компании;
  • формирование управленческой отчетности за несколько лет (ретроспективно);
  • разработку бюджетов, постановку системы бюджетирования, смену системы бюджетирования на предприятии (бюджетирование «с нуля» (ZBB), инкрементное бюджетирование, бюджетирование по видам деятельности (ABB) и т. д.);
  • расчет себестоимости;
  • провести сверку бюджетной и фактической прибыли, провести анализ отклонений, выполнить постановку системы финансового контроля;
  • провести оценку бизнеса;
  • разобраться с нематериальными активами;
  • и многое другое!

Необходимо решить сложную задачу?

Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА АФОС

Цифровизация сегодня

Первая оценка - бесплатно

Подробности

Бесплатно

Подробности

Бесплатно

Подробности

Презентация ЦЭПЭС

Скачайте презентацию Центра экономико-правовой экспертизы собственности в удобном формате для просмотра в офлайн режиме

Скачать